В Европе ищут деньги и выдумывают метафоры
В Европе на повестке восьмой пакет санкций. Там же, в Праге, его и одобрили – 26 стран, кроме Бельгии, которая воздержалась, – бельгийский премьер не мог проголосовать за эмбарго на поставки стальных полуфабрикатов,
Польша продолжает оправдывать данное ей когда-то Черчиллем за жадность прозвище "гиены" Европы. Сейчас, когда Старый Свет переживает труднейшие времена, Варшава вознамерилась урвать кусок хоть где-нибудь. Причем "кусает" Польша даже своих соседей по Евросоюзу. Сначала поляки вспомнили про Вторую мировую и заявили, что Германия им должна более триллиона долларов репараций . Будучи дипломатично посланными Берлином куда подальше, поляки обратили свой ненасытный взор на Россию.
В пятницу премьер Польши Моравецкий предложил поделить замороженные российские активы, дабы поживиться: "Это огромный размер активов, около 350 миллиардов евро. И сегодня можно обратиться к этим средствам для пользы Украины, которая должна быть восстановлена за эти средства, но также и для нужд жителей Европейского союза, для нужд жителей Польши".
Центральное событие недели в Европе – презентация "комнаты ожидания" ЕС под названием Европейское политическое сообщество. Идея Макрона – собрать всех, кто рвется в Евросоюз и кого не время принимать, вроде Украины и Грузии, и тех, кому это особо не надо, – Норвегия, Швейцария, Британия (из бывших), но близких по духу и ценностям, в связи с чем в круг европейских лидеров на вписались Папа Римский, Лукашенко и Путин. Собственно, против Путина они и пытались дружить в Пражском граде.
"С тех пор как Россия развязала жестокую агрессию против Украины, Европа вступила в новую фазу своей истории. И сегодня 44 европейских лидера собрались здесь, чтобы начать строить новую структуру безопасности в Европе. Это должно быть сделано без России", – заявил главы дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель.
На счет "новой структуры безопасности" Боррель несколько опережает события. Цель политического сообщества на данном этапе – скорее, поиск новых источников для санкций, которые у самого ЕС практически иссякли. Вероятно, для этого в Прагу пригласили президентов Азербайджана и Турции – Алиев и Эрдоган перемещались по дворцовым залам внешне абсолютно самодостаточной компанией в отличном настроении, отбивались от журналистов "Радио свобода" и просили передать привет Соросу.
В кулуарах при посредничестве президента Франции Алиев встретился с армянским премьером Пашиняном – взаимно признали территориальную целостность друг друга, правда, не вполне понятно, что это значит для Армении. В любом случае у Макрона есть условный результат, который можно предъявить миру. А ему очень надо, поскольку внутри страны он успехов не делает. И, по всей видимости, делать не будет.
"Я уже говорил, мы покупаем более трех четвертей газа, который идет по газопроводам, и мы покупаем около 20% сжиженного газа в мире. Так что у нас есть возможность влиять на цены. Так что мы будем снижать эти цены путем переговоров и координации, особенно с нашими крупными азиатскими партнерами", – сказал Макрон.
В первом полугодии во Франции обанкротились 183 530 компаний – это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цены на электричество выкашивают бизнес. Но в тот момент, когда Макрон говорил об активизации диалога с крупными поставщиками газа, эмир Катара – крупнейшего экспортера на Ближнем Востоке – принял решение прервать трехдневный визит в Прагу. Шейх Аль Тани рассчитывал на участие в представительном саммите, но ему не нашлось места в обществе европейских демократий. Оскорбление – еще только крестовый поход объявить осталось.
"Одна из причин, по которой мы столкнулись с этим глобальным кризисом, заключается в том, что Запад коллективно сделал недостаточно. Мы стали самодовольными. Мы не тратили достаточно средств на оборону. Мы стали слишком зависимы от авторитарных режимов в плане дешевых товаров и энергии. И мы недостаточно рано выступили против России", – считает Лиз Трасс, премьер-министр Великобритании.
В Британии все просто "замечательно": фунт валится, накопления граждан испаряются, власти предупреждают о неизбежных отключениях электроэнергии – на три часа и не каждый день, а дальше как пойдет.
В Европе на повестке восьмой пакет санкций. Там же, в Праге, его и одобрили – 26 стран, кроме Бельгии, которая воздержалась, – бельгийский премьер не мог проголосовать за эмбарго на поставки стальных полуфабрикатов, от которых зависит национальная металлургия. Поэтому просто постоял в стороне, и не важно, что будет с собственной промышленностью. Кроме того, под заперт попал импорт в Европу российской техники, продукции машиностроения и драгметаллов, бытовой химии, целлюлозной продукции и сигарет, и встречный экспорт – электроники двойного назначения.
Санкции коснулись также сферы финансовых и юридических услуг. Но главное – это ценовой потолок на нефть и нефтепродукты, перевозимые по морю. Европейские судовладельцы, логистические компании и страховщики не могут участвовать в поставках российского топлива, еслит оно окажется дороже некой суммы, механизм исчисления которой пока не понятен, но ранее, еще на саммите "большой семерки", проговаривался диапазон от 40 до 60 долларов за баррель. В общем, ЕС может остаться без нефти. Следующий шаг – остаться без газа.
"Сейчас мы хорошо подготовлены. У нас есть первая линия защиты для наших рынков. Теперь пришло время обсудить, как мы можем ограничить пики цен на энергоносители и манипулирование ценами на энергоносители со стороны Путина. И это будет дискуссия о предельных ценах", – говорит председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Фон дер Ляйен, наверное, забыла, что у Евросоюза был уникальный механизм ограничения цены и страхования от спекулятивных явлений – долгосрочные контракты с "Газпромом": месторождение, труба, потребитель. Это как раз то, о чем на неделе написал журнал Focus: "Новый европейский миропорядок, как бы тяжело это ни было перед лицом нынешних событий вокруг аннексированных ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей, должен учитывать интересы России. Для Германии после распада Советского Союза Россия была экономически выгодным партнером и близким соседом. Это то, что отличает немцев от американцев: мы не может игнорировать географию".
Но вот Фон дер Ляйен может. Теперь она хочет подчинить воле европейцев глобальный рынок СПГ – продиктовать ему новые – внерыночные – принципы ценообразования. Но сжиженный газ в отличие от трубопроводного имеет возможность и пойдет туда, где платят больше. Даже американский газ, потому что пока с обещанной Вашингтоном энергетической помощью дела обстоят не очень. Европе удалось, конечно, заполнить свои ПХГ аж на 90%, о чем в Брюсселе не перестают хвастаться, но по такой цене, что потребителям от этого легче не становится.
"Некоторые люди действительно оказались загнаны в угол. Они больше не справляются, они звонят в консультационный центр и грозятся покончить с собой, потому что они не знают, что их ждет дальше", – отмечает Аннабель Ольман, глава Бременского центра по защите прав потребителей.
"Люди начинают терять терпение, компании уже не знают, как дела пойдут дальше. На фоне взрывного роста цен на энергоносители многое под вопросом. Экономисты говорят, что мы на пороге рецессии и нам грозит волна банкротств. Мы ожидали, что правительство сообщит, как будет работать предложенный инструмент, а именно установление предела цен на газ. Но этого не произошло", – возмущен премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер.
В Германии подмечено, что власти – особенно этим грешит министр финансов Линднер – стали злоупотреблять разными метафорами: "защитный зонтик", "налоговый тормоз", "дышащая ценовая крышка". Людей раздражает непонятное. Они хотят немедленного облегчения, а его нет, хотя канцлер все обещает. На пару с фон дер Ляйен он собирается переделывать глобальной рынок – если вдруг и получится, то точно не скоро.
"Мы можем отбирать излишние доходы и использовать их для снижения цен на электроэнергию для граждан и предприятий, и это включает в себя ограничение цен на газ, над которым мы сейчас работаем, которое также должно внести значительный вклад в то, чтобы цены на газ, цены на тепло снова снизились. И мы будем делать это до тех пор, пока этого не произойдет на международном газовом рынке, с возможностями финансирования, которое мы имеем здесь, в Германии", – заявил канцлер Германии Олаф Шольц.
200 миллиардов евро – пакет экстренной помощи промышленности и домохозяйствам. С барского плеча. У Германии есть возможность занять такие деньги. Их никто еще не видел, но соседи уже завидуют.
Собрание Европейского политического сообщества, и особенно встроенная в него неформальная встреча лидеров ЕС, по замечанию телекомпании N-TV, из саммита против Путина быстро превратились в саммит против Шольца: "Довольно многие страны ЕС считают принятие немцами пакета в 200 миллиардов эгоистичным поступком: богатая Германия получает экономическое преимущество, которое другие страны Европы не могут себе позволить".
И вот еще газета Die Welt: "У некоторых союзников Германии вызывают раздражение и способы борьбы Германии с кризисом: на протяжении месяцев Германия скупала газ на рынках, таким образом взвинчивая цены до небес".
Первым в адрес немцев ожидаемо возник польский премьер. Моравецкий вообще сейчас ищет деньги, в частности, он предложил взять российские активы в размере 350 миллиардов долларов и поделить на всех: часть – Украине, часть – Европе и, конечно, часть – Польше. Если деньги все равно лежат, почему бы их не украсть. И если у Германии много денег, почему бы ее не раскулачить.
"Сегодня очень часто говорится об эгоизме Германии. Выразительно видно, что не может быть так, чтобы энергетическая политика Европейского союза была реализована под диктовку Германии", – подчеркнул Моравецкий.
В унисон Моравецкому заныли прибалты: латвийский премьер Кариньш сообщил, что немецкая экономика такая большая, что поддержка, оказываемая ей правительством Германии, может деформировать внутренний рынок Евросоюза. Коротко: дайте денег. Внезапно Греция вспомнила о том, что не только Польша, но и она пострадала от немцев во время Второй мировой, и вслед за Варшавой собралась ставить вопрос о репарациях. И не стоит заблуждаться по поводу этой внешней идиллии – ко времени всплыли и франко-германские противоречия: накануне саммита в Праге Шольц ездил в Испанию договариваться о продолжении строительства газопровода через Пиренеи. Частью он должен пройти по территории Франции, но в Париже не дают добро, говорят, что нужны не газопроводы, а атомные электростанции, с чем уже немцы не согласны. И перспектива абсолютно ясна: с каждым днем, с каждой неделей будет становится все холоднее и интереснее.
Особые надежды на острые повороты европейского сюжета связаны с госпожой Мелони – лидером итальянских правых, которая вот-вот сменит на посту премьер-министр Марио Драги. Она известна тем, что на предвыборных митингах называла Макрона безответственным циником. Теперь она сможет повторить ему это в лицо. Следующий саммит ЕС состоится через две недели.
Последние новости
Как справиться с ревностью: советы по сохранению отношений
Ревность может разрушить отношения, но есть способы её преодолеть.
Развитие сельских территорий: встреча с новыми старостами
Глава Ступино обсудил важные вопросы с представителями местного самоуправления.
Мастер-класс по осенней мозаике в Рузской библиотеке
Уникальная возможность создать осенний шедевр своими руками.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку