Еще один рубеж взят на XVI кинофестивале в Волоколамске
С каждым годом программа фестиваля «Волоколамский рубеж» смело расширяет свои границы В целом же возникает портрет нашей Родины с ее трагической и мужественной историей в прошлом и настоящем.
С каждым годом программа фестиваля «Волоколамский рубеж» смело расширяет свои границы
В целом же возникает портрет нашей Родины с ее трагической и мужественной историей в прошлом и настоящем. Так постепенно прокладывается путь в будущее. Этому немало способствует точно спрессованный материал, положенный в основу многих кинолент фестиваля, рождая у зрителей веру в экранное действо. Причем независимо от того, с каким временем конкретно связаны сюжеты картин.
На ХVI фестивале превалировали фильмы, связанные с сегодняшним днем, его острыми, трудно разрешимыми проблемами, которые близки едва ли не каждому россиянину.
Такой увиделась картина « Луганская повесть » кинодокументалиста Валерия Тимощенко, известного своими страстными, задиристыми, требующими ответа фильмами. На этот раз режиссер едет в Луганск и снимает картину, впрямую связанную с событиями 2014 года, когда там сложилась пиковая ситуация. Тимощенко становится в один ряд с ополченцами – вчерашними рабочими, учителями. Он отдает им не только визуальное пространство ленты, но и ее звуковой ряд. Их голоса тверды, уверенны. Их речь проста, ясна, что придает дополнительный эффект картине своей неподдельной правдой.
С «Луганской повестью» сходством интонации отчасти перекликается лента Наталии Рудановской « В гостях у ветеранов Донбасса » . И здесь о своей доле рассказывают сами пожилые люди, которых война лишила крова, привычного образа жизни. У кого-то война отняла близких. Но даже об этих горьких утратах люди говорят скупо, сдержанно. В ожидании победы, – а они верят в нее, – отказываются предпочесть покой, купленный уступкой врагу.
Елена Квардакова, молодой режиссер из Казахстана, в прошлом году была удостоена награды на «Волоколамском рубеже». На ХVI фестивале показана новая работа Квардаковой « Путь к Победе » . В Илийском районе Алма-Атинской области режиссер отыскала ветеранов Великой Отечественной войны. Старые люди вспоминают прошлое и молодеют на глазах. Они говорят живо, смело, без ненужного в этой ситуации пафоса. Они воевали и сделали то, что должны были сделать. Подругому поступить не могли. Возникает нравственная скрепа с другим, отдаленным от нас столетием, временем. Неожиданная, если прибегнуть к формальным сравнениям. На самом деле объединяет героев тема долга перед своей землей. Не будь этого, мы не выиграли бы в жестокой Второй мировой войне, спасая не только Родину, но и весь мир.
Режиссер Роман Волков – уроженец Волоколамска. В годы Первой мировой войны в городе была могила великого князя Олега Романова, племянника последнего русского императора, погибшего на фронте. Советская власть в начале двадцатых годов прошлого века варварски разорила ее, выбросив останки. Сегодня на памятное место приводят школьников, чтобы рассказать им о подвиге князя Олега, отважного офицера, первого в семье Романовых, добровольно ушедшего на фронт. Волков снял картину о его высоком служении Родине. Фильм « Последний экзамен лицеиста » похож на глубокий вздох человека, тоскующего по юноше-романтику, по его безоглядной любви к Отчизне и чувству долга. Пусть он жил в другое время, в другой среде, в других обстоятельствах. Но режиссер помог нынешним ровесникам Олега Романова, узнавшим о судьбе великого князя, соприкоснуться с его душой и задуматься о самих себе. И это дорогого стоит.
Григорий Игулдин в фильме « Рейд на Дуклу » обратился к сюжету, посвященному антифашистскому восстанию в Словакии в 1944 году. Немцы, уже понимающие, что война ими проиграна, яростно идут в бой. Словаки отвечают: «Нет! Так быть не должно!». Картина близка к жанру документальной повести; она идентична происходившему еще и благодаря ее пронзительной правде, жесткой до боли, порой беспощадной. Особенно волнуют эпизоды, рассказывающие о советских солдатах, пришедших на помощь малочисленным словакам. Это и принесло победу.
Картины о спорте сегодня в чести. Фестиваль предложил зрителям два фильма на эту тему. Обе картины – это кинопортреты выдающихся спортсменов, принесших славу своей стране, – Игоря Тер-Ованесяна и Давида Ригерта. Их имена, несомненно, всколыхнут память людей старшего поколения. Неслучайно автор ленты Владимир Эйснер назвал фильм « Ригерт » звучной фамилией своего героя, знаменитого атлета, знавшего и радость победы, и боль поражения. Режиссер снимает картину о друге: во всяком случае, так она звучит интонационно. Монтажно она выстроена мягко, иногда даже умиротворенно, что закономерно для возраста героя. Темперамент проявляет себя в хронике, где Ригерт молод, хорош собой, весь устремлен к победе. Сейчас для него наступили часы покоя. Он ушел от городской суеты, его загородный дом вместил большую семью – сыновей, невесток, внуков... Кажется, забыты взлеты, падения... И все же в памяти людей остается лучшее из пережитого ими. Тем более, у Давида Ригерта, шесть раз побеждавшего на мировых соревнованиях. И все же почти постоянная атмосфера полного душевного благоденствия постепенно становится излишне умиленной. Она порой исчезает, когда в рассказ врывается мощный темперамент героя. Но, к сожалению, это случается не так часто.
Не исключено, что Сергею Головецкому, автору фильма « Полет чемпиона » об Игоре Тер-Ованесяне, помог в создании картины характер его героя. О таких людях говорят: «вечно юный». Тер-Ованесян – высокий, стройный, постоянно в движении. Его длинные ноги меряют километры. Он всегда готов к общению, независимо от возраста и статуса собеседника. Во взгляде – непреходящая энергия и способность делиться с другими своей жизнестойкостью. Головецкий вместе с операторами Евгением Кокусевым и Иваном Алферовым уловили саму суть характера героя и выиграли...
В целевых программах кинофестиваля особняком стоит картина Татьяны Скабард « Сенин день » . Фильм о добре и зле, каким задумала и талантливо реализовала свой замысел режиссер. Понятия абстрактные всегда обретают у Скабард конкретное звучание. На этот раз она говорит с нами о судьбе животных, не просто брошенных на произвол судьбы, но израненных людьми. Случается, почти смертельно. Почти, если они попадают в руки тех, кто лечит, кормит, помогает зарасти ранам. Добрым людям. В «Сенином дне» это врачи, служащие, волонтеры, работающие за копейки, но отдающие свою любовь, свое сострадание, свои силы обиженным и оскорбленным животным. В центре картины – медвежонок Сеня. Он поступил с тяжелейшими ранами, буквально исполосованный ими. Сене сулили три месяца жизни – он прожил три года. Ласковый, доброжелательный, радостный звереныш, которого нельзя было не любить. Эту картину должны смотреть все. Даже если десять человек из ста проникнутся ее болью, ее высоким смыслом – это победа.
Игровое кино уже заранее радовало участием в конкурсе фильма « Мальчик русский » . Это дебют Александра Золотухина, ученика Александра Сокурова. Имя мэтра стоит в титрах картины в качестве художественного руководителя, и это ощутимо на экране – но в той мере, чтобы дать ученику простор для собственного замысла. Тема Первой мировой войны сегодня заняла немалое место в кинематографе и телесериалах. Золотухин выбирает этот момент нашей истории для рассказа о юноше, по сути, мальчике, мечтавшем совершить подвиг во славу Отечества. Герой проходит через немыслимые страдания. Предельно простая история на экране вырастает в огромную метафору. По мере просмотра зритель приближается к дымящемуся кратеру вулкана, который заканчивается трагическим взрывом. Мальчик уже в первый день своей жизни на войне перенеся химическую атаку со стороны немцев, теряет зрение. Казалось бы, остается единственное: вернуться домой и вести жизнь изувеченного инвалида. Но уйти он не может. На фронте происходит братское единение солдат, замешанное на любви к Родине, хотя впрямую никто об этом не говорит. Это сокровенно и органично – как иначе можно устоять и выстоять на войне! Мальчик через физические муки, отчаяние приближается к тому, ради чего продолжает жить. В картину врезаны кадры подготовки оркестрантов и солиста к концерту классической музыки. Звучит Второй концерт Рахманинова, родной для русского человека. Этих фрагментов несколько. Звук усиливается, ведет за собой. После чего поначалу странные врезы врастают в наше сознание, они тоже говорят с нами. О картине Золотухина будут еще много писать, много говорить, много спорить. У меня она вызывает еще и гордость за нескончаемый потенциал талантов в искусстве, которые начали приходить и в кино.
В игровой программе зрители с интересом отнеслись к фильму « Балканский рубеж » режиссера Андрея Волгина. По жанру это крепкий боевик с продуманным сюжетом о борьбе российской спецгруппы за контроль над аэродромом в Косово. Русской спецгруппе выпадает бой с террористами. Поражение может очень скоро разразиться новой мировой войной. Сила картины в ее ритме, в точно подобранной группе актеров. И среди них Равшаны Курковой – российской актрисы, чья работа была удостоена премии на фестивале. Фильм захватывает. Зрители втянуты в борьбу неравных сил, в смертельно опасную орбиту нарастающего безжалостного сражения. Волгин отлично чувствует жанровую природу материала и справляется с ней.
Война, ленинградская блокада... Сколько фильмов снято об этом! Но не угасает боль, и память ждет новых романов, спектаклей, картин. Владимир Потапов снял картину « Крик тишины » о судьбе молодой женщины, которая в дни блокады спасла маленького мальчика. Действие концентрированно; стилистика, все образные средства, кажется, направлены на то, чтобы зрители молча или вслух в который раз сказали: «Мы не позволим повториться этим страданиям!».
Подобная мысль живет и в других фестивальных картинах, особенно тех, в которых герои – дети. Они появляются в фильмах « Мамины шпильки » , « Солдатик » . И дорого само внимание кинематографистов к этой всегда волнующей теме. Тем более сейчас, когда детское кино почти «угасло». В этом списке – картина режиссера Александра Галибина « Сестренка » , экранизация рассказа Мустая Карима «Радость нашего дома». Два маленьких героя выходят в фильме на первый план – башкирский мальчик Ямиль и девочка Оксана, спасенная нашими солдатами. Один из них отправляет Оксану в его родное село, в свою семью, где растет Ямиль. Так начинается история о том, как оттаивала душа девочки, попавшей к добрым людям.
Фестиваль еще раз доказал, что он говорит со зрителем на языке кино, ищет новые имена и собирает талантливых людей в легендарном Волоколамске.
Эльга ЛЫНДИНА .
СК - Новости
№ 9 от 16 сентября 2019.
Источник: http://involokolamsk.ru/novosti/kultura/eshche-odin-rubezh-vzyat-na-xvi-kinofestivale-v-volokolamske
Последние новости
Встреча делегации в Серпухове
Обсуждение сотрудничества между ТПП Московской области и Серпуховом
Значение СНГ в современном мире
Парламентарии подчеркивают важность сотрудничества между государствами СНГ.
Воспитанники школы журналистики познают профессию через музей органов внутренних дел
Ученики Серпухова знакомятся с работой правоохранительных органов на экскурсии.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку