«Время неумолимо, но…»
Судьба скульптурных композиций, украшавших фасады гимназии «Пущино», стала предметом активного обсуждения в социальных сетях на минувшей неделе.
Константин Чемерис
17 сентября была демонтирована последняя композиция, остальные прекратили своё существование в более ранние годы. Но именно разрушение последнего горельефа дало старт острой дискуссии, в которую вступили представители недавно созданного в Пущине городского отделения всероссийского общества охраны памятников, руководители организаций и другие жители. В группе Пущинского информагентства в фейсбуке под одной из новостей жители наукограда обратились к нам с просьбой узнать, почему демонтируют барельеф на стене гимназии. Мы адресовали вопрос директору Людмиле Долговой, она пояснила, что решение принималось для безопасности учеников и сотрудников учреждения.
Людмила Николаевна Долгова, директор Гимназии «Пущино»
- В ночь с 16 на 17 сентября были обнаружены упавшие фрагменты барельефа. В связи с разрушением от времени бетонной конструкции, которая угрожала безопасности учащихся, пришлось принимать незамедлительное решение. Здание на данный момент не относится к охраняемым объектам архитектуры. С представителем общества охраны памятников Марией Трошиной состоялась конструктивная беседа о дальнейшей судьбе здания, намечена встреча для дальнейшего сотрудничества.
Директор Гимназии «Пущино» предоставила в распоряжение редакции документы, поясняющие ситуацию. «Барельеф, расположенный на стене корпуса старших классов на высоте 9 метров, разрушается, части весом до трёх килограммов падают на то место, где обучающиеся идут в гимназию и домой. Отсутствует 1/5 часть конструкции», - говорится в служебных записках и актах осмотра, составленных представители учреждения. «Конструкция представляет опасность для жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и посетителей», - делают вывод работники гимназии, в чьи служебные обязанности входит обеспечение безопасности.
Итак, причиной сноса скульптуры стало ее ветхое состояние. Это понимают жители города. «Время неумолимо, но…» пишут они в социальных сетях. И это вот жирное «но» и стало причиной реакции городской общественности. В нём желание сберечь уникальный облик города Пущино, где многие здания хранят труд и творческие порывы выдающихся людей. Вот несколько цитат из обсуждения.
Евгения Комарова, член Пущинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, секретарь Союза фотохудожников России (личная страничка автора).
- Сколько можно? Другие работы в Третьяковке, а здесь - ударный молоток. Если скульптуры (горельефы) в плохом состоянии - их нужно реставрировать, а не сбивать, как сосульки. Обидно ужасно. А уж каково это людям, которых встречали эти горельефы каждое утро, по 10-12 лет...
Мария Трошина, председатель Пущинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (личная страничка автора)
- В Пущине была разрушена скульптура на фасаде школы, где я когда-то училась. Это очень грустное событие, так как одной из задач Пущинского отделения Всероссийского общества охраны памятников, которое мы создали месяц назад, была в том числе и задача сохранения архитектуры советского модернизма (так называемого совмода) в городе. Не успели. Не спасли.
Я понимаю, что скульптуры могут представлять угрозу для жизни (время неумолимо), но также я понимаю, что существуют способы избежать прямого уничтожения. Жаль, что сегодня случилось то, что случилось.
Это был последний из горельефов. При том, что другие работы автора бережно хранятся в Третьяковской галерее.
Константин Чемерис
Архитектура школы уникальна. За проект авторы получили Государственную премию СССР. В их числе была и скульптор Евзыкова Лилия Михайловна, создавшая шесть горельефов для фасадов.
Кстати:
Лилия Михайловна Евзыкова родилась 12 декабря 1927 года. Закончила Всероссийскую академию художеств. Член Союза художников СССР. Дипломная работа в ВАХ — «Юные хоккеисты», оценка — отлично. Обучение проходило на скульптурном факультете. Присвоена квалификация художника-скульптора. Лилия Михайловна входит в плеяду скульпторов -шестидесятников.
Работы автора:
Скульптурная композиция «Музыка» на здании концертного зала в Тамбове, 1967 г.;
«Эвакуация», Государственная Третьяковская галерея;
«Весна». Литой алюминий. 1974. Москва;
«Материнство». 1964. Известняк. Рига;
«Виолончелистка», шамот, Тобольский музей.
Как совместить безопасность жителей и сохранение культурного наследия? Неравнодушные пущинцы, как далёкие от искусства и архитектуры, так и профессионалы, предлагают создать в городе реестр таких культурных ценностей, чтобы по мере возможностей сохранить от разрушающего влияния времени то, что ещё можно спасти.
Ирина Масленникова
Источник: http://inpushchino.ru/novosti/gorod/vremya-neumolimo-no
Последние новости
Встреча делегации в Серпухове
Обсуждение сотрудничества между ТПП Московской области и Серпуховом
Значение СНГ в современном мире
Парламентарии подчеркивают важность сотрудничества между государствами СНГ.
Воспитанники школы журналистики познают профессию через музей органов внутренних дел
Ученики Серпухова знакомятся с работой правоохранительных органов на экскурсии.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией