Всю красоту из всех времен...
Заключительный концерт ХVIII фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» прошел 29 января в ДК «Октябрь».
Заключительный концерт ХVIII фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» прошел 29 января в ДК «Октябрь».
Яркий и насыщенный музыкальный и историко-культурный марафон – вот чем явился фестиваль «Серебряная псалтирь» в год своего совершеннолетия. Большой удачей, с учетом продолжающихся околовирусных страстей, можно считать то, что основные концерты и встречи фестиваля состоялись в очной форме, тем более что проходили они в декабре-январе, в период рождественских и новогодних праздников. Среди новшеств фестивальной программы, способных перерасти в традицию, – объявленная в декабре новая номинация «Мастер музыкальных инструментов» (открыла ее творческая встреча с гитарных дел мастером Валерием Гуляевым, с недавних пор жителем Дубны) и пока еще не получившая названия «ветвь», обозначенная как творческая интеллектуальная беседа. Интереснейшим собеседником дубненцев стал 5 января прозаик, публицист, историк, искусствовед, путешественник, автор и ведущий телепрограмм Константин Ковалев-Случевский. В первой половине января состоялись также три фестивальных концерта, а завершил программу традиционный гала-концерт, проходивший в малом зале ДК «Октябрь».
Начался вечер с неприятной неожиданности: буквально накануне гала-концерта организатора и ведущую фестиваля Елену Злобину настиг зловредный вирус, но, по счастью, его облегченный штамм. Так что Елена, хотя и не имела возможности присутствовать на концерте, смогла произносить реплики ведущей удаленно, появляясь на большом экране в глубине сцены. А действия ведущей в ходе концерта исполняли ее юные дочери, Ксения и Дарья, вручая всем участникам дипломы и подарки организаторов фестиваля.
Перед началом гала-концерта с приветствием к залу обратился глава города Сергей Куликов. Он поздравил всех с успешно состоявшимся восемнадцатым фестивалем и отметил, что год назад предыдущий, семнадцатый, произвел на них с женой столь одухотворяющее впечатление, что они решили не пропускать ни один из последующих (судя по аплодисментам, постоянных зрителей фестиваля приятно впечатлило, что их ряды пополнили такие известные в городе персоны как Сергей и Отиллия Куликовы). Глава города также поблагодарил Елену Злобину за то, что в непростых условиях она, несмотря ни на что, продолжает организовывать и проводить «Серебряную псалтирь».
Елена Злобина, организатор фестиваля «Серебряная псалтирь»:
- От лица всех участников и зрителей фестиваля выражаю сердечную искреннюю благодарность за поддержку фестиваля искусств «Серебряная псалтирь» Объединенному институту ядерных исследований, Промышленной компании «Экомебель», АО НПЦ « Аспект», АО «НПО «Криптен», АО «Энерготен», АО «НПП «Интеграл», а также благодарим за партнёрство ТПП г. Дубны, за организационную помощь муниципальный Дворец культуры «Октябрь» в лице Александра Соболева, Анатолия Слепнева, Яны Арзамасцевой, Ирины Платоновой, Елены Аликовой, сотрудников муниципального выставочного зала Наталью Михайловну Шувикову и Софью Николаевну Новожилову. Благодарим за информационную поддержку нашу любимую газету «Встреча», Дубненско-Талдомское благочиние и газету «Соединяя берега», телеканал «Дубна» и всех неравнодушных жителей города, поддерживающих наш фестиваль.
Открыла программу концерта новая участница фестиваля – певица, автор песен, педагог Дарья Алексеевская, которую в центральной прессе называют «золотым голосом России». Что интересно: Дарья – лауреат международного конкурса православной и патриотической песни им. Александра Невского, лауреат Волжского конкурса исполнителей русского и цыганского романса, солистка Москонцерта – сама нашла информацию о нашем фестивале в интернете и решила принять в нем участие, так как ей «очень понравилась идея и концепция проекта».
Начав с исполнения «а капелла» духовного стиха «Пыль-дороженька», продолжив своими сочинениями на стихи Сергея Бехтеева и Николая Рубцова и завершив песней современных авторов Людмилы Колодяжной и Ольги Кузьмичевой, певица прямо-таки заворожила своим голосом зал. Невольно подумалось: как хорошо, что она преподает, как замечательно, что есть ученики, которые могут воспринять эту проникновенную и величавую певческую традицию России, идущую (как это ни банально звучит) из глубины веков.
Игорь Кочетков проявился на фестивале сначала как художник, а потом рискнул выступить и как поэт. Он, как рассказала, представляя этого участника, Елена Злобина, «прислал нам свои стихи, мы с отцом Виталием прочитали, и нам понравилось». На сцене автор заметно волновался, и, тем не менее, его стихи зал принимал очень тепло, в особенности большой отклик получили навеянные сменой времен года стихотворные размышления, которые поэт назвал – в духе своего художественного творчества – «пейзажной лирикой».
Украшением и прямо-таки откровением гала-концерта стала «рождественская» подборка старинных мелодий в исполнении Анны Тончевой и Александры Антошиной-Альпер. Им первым в этот вечер достались и бурные аплодисменты, и овации, и возгласы «браво!», своим выступлением они зарядили зал праздничным весельем. Что, в общем-то, объяснимо:
Анна Тончева – коллекционер и профессиональный исполнитель на исторических струнных инструментах эпохи Средневековья, Возрождения и раннего Барокко, сотрудничает с «Академией старинной музыки» МГАФ, В ее коллекции – лютня, виола ди мано, ренессансная и барочная гитары, смычковый псалтериум (псалтирь), готическая и ренессансная арфы, хроматический дульцимер (псалтериум), персидский тар, колесная лира, лира-кифара, семисен.
Александра Антошина-Альпер – ведущая солистка оперы Музыкального театра им. Н.И. Сац, лауреат международного конкурса. Активно сотрудничает с Московской филармонией, с известными оперными дирижерами и режиссерами, выступает как эксперт в области старинной музыки, лектор и спикер по истории музыки и искусства.
Выступление уникального дуэта на фестивале анонсировалось как «Рождественские песнопения христианства Кукуйской слободы, Москва. Микаэль Преториус, Ханс Лео Хасслер, народные мотивы. Анна Тончева – смычковая псалтирь, лютня, хакбретт. Александра Антошина-Альпер – цитра и вокал».
Разумеется, про Кукуйскую или Немецкую слободу, где в старину компактно проживали иностранцы, главным образом, европейцы разных национальностей и стран (тогда народ именовал их всех немцами, то есть немыми, поскольку они не говорили по-русски), все примерно помнят из школьной истории. Может быть, как и то, что рождественские и новогодние обряды мы изначально у Европы позаимствовали. А вот то, что в эпоху Средневековья и Ренессанса музыкальные инструменты наши и европейские были практически одинаковыми, оказалось сенсационно, к тому же Анна Тончева многозначительно добавила: «Еще неизвестно, кто у кого учился...» В исполнении Анны и Александры в этот вечер прозвучали песнопение Деве Марии «Твой древний свет согревает душу» (Анна играла на двухсмычковой псалтири, Александра пела, весь цикл – на хорошем немецком языке), песнопение (на этот раз в сопровождении лютни) «Поем и танцуем», которое до сих пор звучит в залах Западной Европы, а в Венгрии трансформировалось в самую популярную детскую песенку. И в завершение – сет из четырех рождественских песнопений: «Святая ночь», «Танец», «Ах, мой милый Августин», «Соловей возвестил». И опять невольно подумалось: как нелепо сейчас отгораживают нас от мира, при всей «особости» и «самости» мы – выходцы из большой европоцентричной «слободы».
Как и после выступлений всех участников, Елена Злобина поблагодарила Анну и Александру и выразила надежду, что они приедут на следующие фестивали и с другими своими программами – очень хочется, чтобы это сбылось.
Представляя публике «старую-добрую» участницу многих предыдущих фестивалей Людмилу Кононову – поэтессу, члена Союза писателей России, композитора, автора-исполнителя песен, Елена Злобина предположила: «Наверное, со временем ее признают классиком эпохи конца ХХ – начала ХХI века». Как жена вятского священника матушка Людмила когда-то получила благословение на творчество, и теперь ее многогранный талант приносит радость и вдохновение людям не только на родине, но и во многих других странах, где ее называют «поющей душой России». На нынешнем концерте Людмила Владиславовна представила несколько песен из своего нового альбома «Станция Свеча» и рассказала об истории заглавной песни. Железнодорожная станция «Поселок Свеча» действительно существует на пути между Кировом (Вяткой) и Санкт-Петербургом: «Я ее несколько раз на поезде проезжала – николаевских времен вокзал и рядом статуя Ленина, заботливо подкрашенная «серебрянкой». Идут века, сменяются правители, теснятся мегаполисы, а здесь мало что добавилось с тех пор, как еще Ярославна выходила на крепостную стену. И чувствую, надо мне это как-то осмыслить...»
Из прозвучавших песен нового альбома особенно порадовал «Наш ответ рэпу»: если замкнуться в четырех стенах и «кормиться» новостями из телевизора и соцсетей, легко вообразить, что мир вот-вот рухнет, но если обратиться к природе, столь же легко увидеть, как мир живет и радуется жизни. Это был во всех отношениях асимметричный ответ: в пику монотонности интонации и апокалиптичной мрачности слов – озорная, красочная, почти танцевальная мелодия и веселые, по-доброму ироничные стихи.
Совершенно покорило зрителей выступление Сергея Петрищева, певческая карьера которого началась в 1997 году с участия в детской телепрограмме «Утренняя звезда». Роковой для многих поющих мальчиков период ломки голоса Сергей преодолел удачно, его звонкий детский голос превратился в мягкий лирический тенор, именуемый в афишах и публикациях не иначе как «настоящий русский тенор». Закончив Оренбургский музыкальный колледж и затем Гнесинскую академию, Сергей стал профессиональным музыкантом, сегодня он солист МГАТ имени Н.И. Сац, лауреат музыкальных конкурсов и премий. Для первого выступления на православном фестивале певец выбрал из своего широкого репертуара (а исполняет он музыку зарубежных, советских и современных композиторов, арии из опер и оперетт, народные песни, всевозможные романсы) несколько когда-то популярнейших песен: «Гляжу в озера синие» (аккомпанировала на гитаре Светлана Золотоног, автор и исполнитель песен, участница фестивального концерта, состоявшегося 16 января), «Вижу чудное приволье», «Письмо отца», «Родная земля».
В большом зале, может быть, это было незаметно, а в малом удалось увидеть, что участники концерта до и после своего выхода на сцену находились в зале среди зрителей и слушали выступления коллег. Поэтому легко поверить в искренность слов Сергея Петрищева, которыми он предварил заключительную песню: «Радостно и приятно, что такой фестиваль проводится в вашем городе! Надеюсь, он будет крепнуть и расширяться, и у него будут всегда такие интересные артисты и такие верные зрители!»
Красивый голос певца, артистизм и проникновенность исполнения привели публику в полный восторг, овации и возгласы малого зала по силе не уступали тем, что могли быть в зале большом! И внезапно, на этой вершине общей эмоциональной волны, Елена Злобина объявила, что концерт завершен...
Традиционная финальная церемония – награждение дипломами и подарками участников предыдущих фестивальных концертов – позволила зрителям еще раз увидеть любимых исполнителей: Галину Приходько, Светлану Золотоног и ансамбль «Живая музыка». К тем артистам, кто по разным причинам не присутствовал, «награды доедут» – сообщила Елена Злобина. А от себя и от зрителей пообещала: полгода вспоминать этот фестиваль, еще полгода – ждать следующий. До встречи!
Анна Алтынова
Фото Александра ТИХОМИРОВА
Последние новости
Губернатор Московской области выступил на Конференции Единой России
Андрей Воробьев обратился к однопартийцам с приветственным словом.
В Люберцах обсудили проблемы жителей на выездной встрече
Глава округа и представители Минздрава ответили на вопросы населения.
Сказочная атмосфера Нового года в Ступино
Центр города преображается благодаря ярким световым инсталляциям.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований