Названья милых деревень (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в №№ 46 и 47 за 2020 г. и в №№11 и 12 т.г.)     На старых картах на месте нынешнего Воздвиженска обозначен закрытый монастырь.

(Продолжение. Начало см. в №№ 46 и 47 за 2020 г. и в №№11 и 12 т.г.)

 

 

На старых картах на месте нынешнего Воздвиженска обозначен закрытый монастырь. О возможности существования на этом месте монастыря свидетельствует и топонимика. Самая ближняя к селу деревенька называется Игумново. Вероятнее всего, название связано с некалендарным Игумен. Сравните: московский дворянин Игумен Дмитреев сын Корташов, 1565 г.; поп Федор Игумнов сын Пасеин, 1541 г. Но нельзя исключать и другую возможность – в некоторых случаях образование непосредственно от «игумен», что означает – «глава, настоятель монастыря». И название Попелково может быть связано с именем игумена Попела (Попила) – запись 1658 г. А ещё ранние записи: крестьяне Дроня Попельник 1593г. и Янко Попелевич Золотарыин – 1513 г. Но есть ещё одна версия: религиозные родители могли нарекать так своих сыновей, желая им успеха и высокого положения.

Владыкино. Вероятнее всего название связано с некалендарным именем Владыка. Сравните: крестьянин Степанко Владыка 1500 г., дьяк Иван Владыкин 1657 г., Владыкины: Константин Дмитриевич Владыка Морозов 1531 г.; Дмитрий и Пятый Юрьевичи Владыкины, 1524 г. Но нельзя исключать возможность былой принадлежности селения какому-нибудь арихиерею, которого в быту называли Владыкой.

Чернятино. Название связано с некалендарным Чернята. Сравните: Олешка Чернятин, 1642 г., а также ещё ранее – Гридка Чернец 1495 г, Чернец Иванович Паюсов 1493 г. Представители нижней церковной иерархии: причетчики, дьячки пономари по своему социальному статусу очень близки к чернецам, так на Руси называли монахов. То есть, церковь-то тут точно была, а может и монастырь. Краевед А. М. Томилин полагает, что у нас было Чернятинское княжество.

Поповка. Название связано с некалендарным Поп. Сравните: крестьянин Сенко Поп, 1495 г.; крестьянин Максимко Попов, 1498 г. Не исключено, что некоторая часть названий связана с… поповкой – «земля при церкви, на которой размещались дома церковного причта (священника, дьякона, псаломщика)» Такие поповки со временем могли обрастать крестьянскими дворами и превращаться в селения, получавшие название Поповка, Поповкино.

Доршево. Корень в этом названии – «дор». Вообще само слово деревня – это термин подсечного земледелия – оно означало «участок земли, очищенный от леса…, на котором лес вы дер нут». Оттуда же возникли и названия наших деревень Доршево, Подорки и Подтеребово (Подтеребье в 1784 г). Слова драть и теребить говорят о том же самом… «дор и тереб – это участки леса, на которых лес выдран, вытереблен с целью подготовки их к посеву».

Ну, так Доршево. В писцовых книгах 1627 и 1628 г.г. в ней записана Церковь пророка Илии, позже Преображения Господня, была упразднена к началу XVII в., в Смутное время, и возобновлена в 1670 году. С середины XVII в. Доршево принадлежит представителям старинного российского боярского рода Засецким. В 1734 году они строят у себя храм во имя пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. И не изменяют название села.

Подтеребово . Новый деревянный храм был построен уже около середины XVIII в. А через 100 лет, в 1849 году, рядом соорудили каменную церковь соборного типа с тремя приделами. Название тоже не меняли. Может из уважения к древности села?

Захарово. Храм Захарова один из старинных, история его уходит в XVI век, а нынешний каменный стоит уже почти 200 лет. Первое письменное упоминание о деревне Захарово относится к 1646 г., деревня относилось к вотчине Троице-Сергиева монастыря. А в 1723 г. в нём упомянут храм, а деревня названа «селом»: «вотчины Троице-Сергиева монастыря села Захарова церкви Живоначальныя Троицы». В 1829 г. строительство Троицкого храма с тёплым приделом во имя Архистратига Михаила и приделом в честь Смоленской иконы Божией Матери было завершено. Откуда название? Захар, а Захарий – крестильное имя, что означает память Господня (с древнееврейского), фамилия производна. Широко распространенная фамилия Захаровых неразрывно связана с дворянством. Первым упоминанием, значащимся в исторических документах, был XVII в. Родоначальником московских Захаровых, как следует из родословных книг, следует считать Захарова Молчана – 1615 г. Так в названии села уже заложена Память Господня. Может, поэтому переименовывать не стали? Южнее Захарова берет начало река Березовка – приток Сестры.

Кленково. В XVI в. в Кленково был деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. Незадолго до 1679 г. в Кленково была построена вторая церковь – в честь Казанской иконы Божией Матери. Кирпичный храм 1814 г. имел два придела: в честь Архистратига Божия Михаила и святителя Николая Чудотворца. Интересно вот что – вместе с вновь выстроенной новой каменной церковью продолжает существовать старая деревянная. А в 1812 г. крестьяне обращаются к преосвященнейшему: с просьбой разрешить перекрыть её, с целью «сохранения древности». Почему не переименовали? Возможно – с целью избежать путаницы. Ведь Михайловское название очень распространенное. Происхождение? Возможно от некалендарного личного имени Клен. Есть в записях еще Кленко – новгородский крестьянин, XVI в., Клен Прокофьев 1661 г., Михаил Кленов, 1547 г. В интернете можно найти проектную работу (2012 г.) по краеведению школьницы Ксении Некрасовой по теме «Деревня Кленково – прошлое и настоящее». В ученической работе есть ссылки на архивные документы, воспоминания старожилов. Работа интересна и, вполне заслуживает внимания.

Селенское. Откуда Селенское? Название происходит от Селиван, Селиверст, Селя. В писцовых книгах упоминается посадский человек Василий Селин – в 1623 г., а ещё ранее в 1605 г. Селя Иванов. В 1545 г. согласно Духовной грамоте Матвей Левашов давал деньги … «к Спасу в Челенское (Есленское)». С 1624г. оно Селенское. Вот ещё варианты названия села. Впервые упоминается в писцовой книге дьяка Измайлова, 1589 г. как «село Селино на речке Селенке», так же и позже.

Бирево. Документ 1624 г. сообщает, что рядом с Бирево и деревней Троицкой, лежащей чуть севернее Бирева, стоял деревянный храм Живоначальной Троицы (в полуразрушенном состоянии) на пустоши Лужниково (Лужники) во владении Сергея Мятлева. Означало – «низкое мокрое место в излучине реки». Это сейчас Бирево и Троицыно (оно именно так называется) разрослись и слились, а ранее были меньших размеров и каждое само по себе. Со второй половины XVIII в. село Бирево принадлежало семье дворян Насоновых. При них в 1804 г. была построена и освящена Троицкая церковь. Сельцо Бирево получило наименование по фамилии его владельцев, которыми в 1556 году были Арап, Истома и Замятня Васильевичи Биревы из крещёных татар.

Татьяна Кочеткова

(Продолжение следует)

Редакция

Последние новости

Мастер-класс по резьбе в Звенигороде

Уникальная возможность для любителей искусства и ремесел.

Новые инициативы для улучшения городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта и благоустройству территорий.

Повышение качества государственных услуг в России

Государственные и муниципальные услуги будут улучшены для граждан.

Card image

В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Кириллове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *