Ректор МДА поделился воспоминаниями на концерте Хора Троице-Сергиевой Лавры в Зарядье
15 сентября 2019 года в Москве отметили 10-ю годовщину преставления главного регента и уставщика Хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля).
15 сентября 2019 года в Москве отметили 10-ю годовщину преставления главного регента и уставщика Хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Вечером 15 сентября в Московском концертном зале «Зарядье» прошел торжественный концерт Хора Троице-Сергиевой Лавры.
Торжественные мероприятия памяти отца Матфея организовал фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» при поддержке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Репертуар программы составили на основе дискографии, созданной отцом Матфеем за долгие годы его служения. В эту программу вошли не все известные песнопения Концертного хора Троице-Сергиевой Лавры, а преимущественно этапные фрагменты творческой деятельности отца Матфея и его коллектива.
В начале концерта хор пропел «Вечную память» великому регенту.
На экране появился видеофрагмент из фильма, где отец Матфей спрашивает певчих: «Как слышно, братья? Удобно ли стоять?» По взмаху руки отца Матфея на экране Хор на сцене запел «Приидите, поклонимся». Все песнопение Хор пропел под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).
С приветственным словом к зрителям обратился ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий.
Хор исполнил песнопения «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» (музыка иеромонаха Нафанаила), «Союзом любве» (музыка Петра Турчанинова) и «Уне тебе бяше, Иудо» (музыка Александра Кастальского). Все песнопения прошли обработку архимандрита Матфея (Мормыля) для мужского хора.
В течение концерта на экране показали фрагменты интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, советским российским хоровым дирижером, народным артистом СССР Владимиром Мининым и руководителем Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.
Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103 псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7 гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова).
Во втором отделении Концертный хор Троице-Сергиевой Лавры исполнил светилен основателю Обители преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси». Воспоминаниями со зрителями поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим:
Удивительным педагогом был отец Матфей, тонким, внимательным, очень любящим. Я, к своему ужасу, оказался в его хоре. Это я, который, когда начинал петь, меня умоляли, чтобы я замолчал. На прослушивании мне достался тропарь Успению. По-моему, это был единственный тропарь, который я мог спеть небезобразно.
Потом, когда вывесили списки, я узнал, что меня взяли в хор отца Матфея. Для меня это было пыткой. Я никогда не забуду первые спевки. Один стоит, повязанный шарфом или платком, как заяц с ушами. У другого на губе висит клочок бумаги, чтобы он губой не шлепал. У третьего кусок бумаги засунут под верхнюю губу. Я с ужасом ждал, когда до меня дойдет очередь и мне придется петь, и молился: «Господи, хоть бы мне только не опозориться!»
Дошли наконец до басов, и мне нужно было петь. Я спел – хор покатился со смеху. Я смотрю на отца Матфея — а у него в глазах страх. Он почувствовал мое душевное состояние, тут же прекратил общий хохот и перешел на кого-то другого. Больше он меня никогда не трогал.
Но мне то все равно нужно было петь. Прошло два месяца. А уйти из хора отца Матфея было невозможно, если только «выкинут». Я к нему подхожу: «Батюшка, я себя чувствую в Вашем хоре как грешник в раю, отпустите меня». Он: «Сколько тебе лет?» — «33», — «Ну да, староват уже». В общем, он меня отпустил: «Иди, ищи другое послушание».
Потом мы с ним встретились уже на 4 курсе семинарии, когда он преподавал Новый Завет, послания апостола Павла. Послания апостола Павла сложно преподавать. А отцу Матфею это удавалось — причём строго в святоотеческом духе. У него это получалось. И вновь я увидел внимательное, личное отношение к каждому ученику. Он каждого раскрывал, к каждому был внимателен. Я его так полюбил, что взял у него дипломную работу по антропологии апостола Павла.
За эти десять лет я стал все больше и больше понимать – он нас любил сильнее, чем мы его. Как апостол Павел обращался к христианской общине: «Я вас люблю больше, чем вы меня». Большое видится на расстоянии, тем более такое великое явление, как отец Матфей. По прошествии десяти лет понимаешь, как ты его любил, и сейчас любишь еще больше.
Сохраним эту любовь в своих сердцах, передадим ее потомкам — это именно та благодатная любовь, которая «никогда не перестает».
Хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева).
С торжественным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин).
Закончился концерт исполнением Пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского).
Справка:
В 1961 году регентом Хора братии Лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея Хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей, культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой Лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II, регулярно пели на Патриарших богослужениях.
Отец Матфей управлял хором 48 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии воспитал тысячи семинаристов — певчих, священнослужителей, церковных иерархов. Имя архимандрита Матфея вдохновляет даже тех, кто с ним не работал. Он воссоздал культуру церковного пения — нотные сборники, регентские и певческие приемы. А главное — воспитал благодарных учеников, которые вдохновляются его примером и несут его слово и звук по всему миру.
Источник: Фонд «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)»
Пресс-служба МДА / Пресс-служба фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)»
Последние новости
Форум по поддержке детей-инвалидов пройдет в Ивантеевке
Обсуждение вопросов и решений для улучшения жизни детей с инвалидностью.
Итоговая конференция «Единой России» в Красногорске
Обсуждены достижения и задачи на будущий год.
Финал конкурса «Лидеры Подмосковья» прошел в Одинцове
Активисты из Зарайска показали отличные результаты на региональном конкурсе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований