Встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области
1 октября в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась традиционная ежегодная встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области.
1 октября в актовом зале Коломенской духовной семинарии состоялась традиционная ежегодная встреча митрополита Ювеналия с руководителями образовательных организаций Московской области.
Во встрече приняли участие заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев и его заместитель П.Н. Родин, председатель Епархиального отдела религиозного образования и катехизации, ректор КДС епископ Зарайский Константин, доктор педагогических наук, директор Духовно-просветительского культурного центра им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского Государственного областного университета Л.Л. Шевченко, руководители образовательных организаций Московской области, представители Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры – более двухсот человек.
В начале мероприятия его участников приветствовал глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев:
Митрополит Ювеналий поблагодарил Дениса Юрьевича за приветствие и обратился к собравшимся с архипастырским словом:
Приветствую Вас на нашей традиционной встрече в начале учебного года, которое совпадает с празднованием 90-летия Московской области. Это время, когда намечаются планы на будущее, как говорится «сверяются часы». Мы обмениваемся мнениями о текущих задачах воспитательно-просветительской работы и определяем, в каких формах будет в течение года осуществляться наше взаимодействие.
Общей отличительной чертой и Церкви, и школы является то, что они – исторически древние учреждения, в деятельности которых важнейшее место занимает передача знаний. Церковь проповедует людям о Боге и Его заповедях, показывает путь благочестивой жизни и дает наставления о жертвенном и созидательном участии в общественном развитии. Школа дает подрастающему поколению большой объем информации, необходимой для личностного и профессионального развития человека. Соработничество между Церковью и школой развивается в области духовно-нравственного воспитания. Это та область педагогической деятельности, которая некоторое время тому назад находилась в относительном забвении. Печальные последствия позитивистского подхода к образованию показали, что для того, чтобы стать зрелой личностью и трудиться на общее благо одних знаний недостаточно. Требуется предпринять немало усилий, чтобы совместными усилиями семьи, школы и Церкви воспитать человека, приверженного высоким нравственным ценностям. Именно это является определяющей предпосылкой для полноценной онтологической самореализации индивида. Хочу в связи с этим привести прекрасные слова святого апостола Петра: «Да будет украшением вашим… сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:3–4).
Временной отрезок, в который мы с вами живем имеет две отличительные черты. Обе они очень важны и не допускают равнодушного к себе отношения. Во-первых, наше общество до сих пор переживает разрушительные последствия периода безбожия, что имеет своим последствием духовную дезориентацию, растерянность или опустошенность многих. Во-вторых, стремительно развивающиеся технологии коммуникаций, затрагивающие в первую очередь молодежь, формируют новые формы общения, через которые с большой скоростью могут распространяться различные идеологические конструкции, подчас обладающие большой разрушительной силой. В этой сфере возник своего рода новояз, который динамично меняет свой лексический состав и все далее отчуждается о того, что мы считаем литературной нормой.
Указанные мною обстоятельства имеют следствием, во-первых, часто наблюдаемую неспособность семьи выполнять свою воспитательную функцию, чему в значительной степени способствует и зловещая деградация этого института как такового. Во-вторых, можно говорить об отчуждении подрастающего поколения от старших, которые в их глазах предстают не имеющими авторитета и устаревшими. При этом авторитетом становится «море электронного разума» в кавычках, получающее возможность в прикровенной форме распространять сомнительные «ценности» и коварно эксплуатировать детскую душу, которая, несмотря ни на что, в силу своей природы не теряет свойств неискушенности.
«Что делать?» – спросите вы. И я отвечу словами Спасителя – «не бойтесь» (Лк. 12:7). Новизна происходящего никого да не смущает. Необходимо внимательно анализировать происходящее с тем, чтобы потом в уважительной и доходчивой форме донести свои выводы до детей и юношества. Здесь необходим заинтересованный и уважительный диалог, исключающий приказы и запреты, способные вызвать у учащихся только отторжение.
В этой связи огромное значение имеет взаимодействие между педагогами и священнослужителями, которое открывает большие возможности в сфере духовного просвещения детей, а вслед за ними, как показывает опыт, и их родителей. Я бы сказал, что это безальтернативный путь воспитания подрастающего поколения в духе осознанного следования традиционным ценностям и идеалам. Надо в этом направлении проявлять больше решительности и настойчивости в тех широких рамках, которые предоставлены нам законодательством.
Как обычно проинформирую Вас о теме грядущих XVIII Московских областных Рождественских образовательных чтений. Она посвящена 75-летию завершения Великой Отечественной войны» и звучит так: «Великая Победа: наследие и наследники». В соответствии с соглашениями о сотрудничестве наши благочиния во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием будут проводить различные мероприятия по предварительно составленному плану.
Мне представляется важным обратить внимание на несколько принципиальных моментов в подходе к раскрытию темы чтений. Обычно, обращаясь к истории Великой Отечественной войны, сосредотачиваются на ходе боевых действий, сражениях и героических подвигах наших воинов. И это очень важно. Мы также будем чествовать наших ветеранов, благодарить их за то, что они отстоялись нашу свободу и независимость.
Однако, важно акцентировать внимание и на обобщенном мировоззренческом осмыслении итогов величайшей в истории человечества трагедии. Современным детям необходимо дать понять, что Великой Победой, отчасти скрытой от них дымкой исторической отдаленности, были завоеваны такие непреходящие ценности как право человека на жизнь и свободу, равенство народов и их право на существование. Поражение фашизма означало крах человеконенавистнических, по природе диавольских, идей, которые не имеют права на существование в обществе людей. Именно такое понимание событий делает значение подвига наших воинов непреходящим и соответствующим заповеди Христа Спасителя, сказавшего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
В заключение хочу выразить всем Вам глубокую благодарность за деятельное участие в соработничестве Министерства образования Московской области и Московской епархии. Поздравляю вас с началом нового учебного года и 90-летием образования Московской области. Сердечно желаю помощи Божией в наших совместных трудах и Его небесного благословения. Большое спасибо за внимание.
С докладами выступили заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова; Н.Г. Скисова, директор кадетской школы городского округа Люберцы («Роль православия в патриотическом воспитании обучающихся»); Е.В. Грачева, директор средней общеобразовательной школы № 7 Коломенского городского округа («Изучение «Основ православной культуры» – поддержка семьи в воспитании детей на основе культурных и исторических ценностей»); Н.С. Быбина, директор средней общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Егорьевск («Из опыта работы по реализации учебных предметов духовно-нравственной направленности»); О.Н. Племянникова, заведующая центром развития ребенка – детским садом № 45 «Колосок» г. о. Подольск («Из опыта работы по реализации программы «Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях»).
Своими мыслями по вопросам духовно-нравственного образования в школе поделилась президент Ассоциации педагогов духовно-нравственной (православной) культуры Л.Л. Шевченко.
С заключительным словом к собравшимся обратился митрополит Ювеналий:
Дорогая Елена Александровна, дорогие друзья! Я уже много лет возглавляю Московскую епархию, и когда нам представилась возможность взаимодействовать с педагогами, со школой, для меня это был настоящий праздник. Трудно было даже представить, как будет поднят этот пласт. Но с помощью Божией совершилось чудо, о котором мы сегодня слышали в ваших докладах. Я думаю, что никто уже этот процесс остановить не сможет. Я хотел бы, дорогая Елена Александровна, чтобы Вы передали нашу благодарность министру образования Московской области Ольге Сергеевне Забраловой, которая продолжает идейную линию своих предшественников по соработничеству с Русской Православной Церковью. Мне известно, что наш успешный опыт сотрудничества во многих регионах подхватывают и развивают. Я думаю, что будущее – за просвещением, свободой мысли, верой. Встречи, которые мы проводим в начале учебного года, дают нам заряд на новый учебный год. Мы гордимся тем, что у нас есть «мать-героиня», Людмила Леонидовна, которая буквально творит чудеса. Сколько Вы издали литературы, скольким Вы помогли людям, которые не знали, куда и как ступить, начиная реализацию нашей программы, и я думаю, что мы выразим наши чувства, если стоя Вам поаплодируем.
Я хотел бы поздравить всех вас, дорогие педагоги, с предстоящим профессиональным праздником, Днем учителя, и пожелать вам помощи Божией в вашем самоотверженном труде. Когда-то я тоже был учеником и помню, как с нами было трудно педагогам. Сколько нужно любви, терпения, выдержки, чтобы нести знания детям! Я очень рад слышать, что многие наши педагоги взялись за непосильный труд нести слово Божие подрастающему поколению. С верой в то, что мы успешно продолжим наши совместные труды, я благодарю всех вас за то, что вы собрались сегодня здесь, в Коломенской семинарии. Благодарю Владыку ректора, что он нас принимает и что в повседневной жизни, в течение всего учебного года, поддерживает прямые контакты и с Министерством образования, и с учебными заведениями, и с отдельными педагогами, координируя нашу совместную работу. Я уверен, что она будет успешной.
Встреча завершилась концертом хора студентов Коломенской духовной семинарии под управлением преподавателя КДС диакона Николая Глухова.
Последние новости
Форум по поддержке детей-инвалидов пройдет в Ивантеевке
Обсуждение вопросов и решений для улучшения жизни детей с инвалидностью.
Итоговая конференция «Единой России» в Красногорске
Обсуждены достижения и задачи на будущий год.
Финал конкурса «Лидеры Подмосковья» прошел в Одинцове
Активисты из Зарайска показали отличные результаты на региональном конкурсе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией