Польза для всех: как развивают инклюзивное образование в Подмосковье
В 2016 году в Московской области запустили проект «На урок – вместе», посвященный инклюзивному образованию.
В 2016 году в Московской области запустили проект «На урок – вместе», посвященный инклюзивному образованию. В рамках проекта открылись ресурсные комнаты в школах и детских садах, проводятся занятия по пониманию инвалидности для детей и мастер-классы для педагогов. Что такое инклюзивное образование, могут ли дети с инвалидностью учиться в обычном классе и зачем нужна ресурсная комната, на примере лицея №21 города Химки выясняла корреспондент mosreg.ru.
Как устроено инклюзивное образование в Подмосковье: дистанционное обучение и сдача ЕГЭ на дому>>
Что такое инклюзивное образование
Источник: Министерство культуры Московской области
Слово «инклюзия» в переводе с латинского языка означает «включение». Всемирная организация здравоохранения совместно с Детским фондом ООН и Центром социального развития и гуманитарных вопросов при ООН более 10 лет назад провели исследование, можно ли детей с инвалидностью «включить» в учебный процесс. Оно показало, что 90% детей с разными видами инвалидности могут посещать обычные школы и детские сады. Специализированные учреждения нужны ребятам, которые имеют множественные серьезные нарушения или сильно отстают в умственном развитии.
В рамках инклюзивного образования в класс может прийти любой ребенок. На практике появление ученика с инвалидностью может вызвать непонимание со стороны родителей и педагогов. Например, многие родители думают, что особенный ребенок будет «тормозить» класс и перетягивать на себя внимание педагога. Такие переживания уходят, когда родители узнают о инклюзии немного больше – у каждого ребенка с инвалидностью есть собственный учебный план, который он выполняет в классе с другими детьми. Если, весь класс решает пять задач, то ребенок с инвалидностью две. Оценивается успеваемость такого ученика тоже индивидуально, по собственной шкале. В зависимости от потенциала школьника и его способностей задания могут становиться сложнее или легче.
Обучаясь в инклюзивном классе, ребенок с инвалидностью находится в коллективе. Он знакомится с другими детьми, находит друзей, общается, вместе со сверстниками ходит на в столовую и на уроки. В отличие от учеников коррекционных школ, ребята, получившие образование в инклюзивном классе, не испытывают сложностей с адаптацией в обществе, свободно общаются с другими людьми и живут полной жизнью.
Александр, ученик лицея №21, рассказывает, что ходит на протезах и учится в обычном классе, посещает все уроки, в том числе физкультуру.
«Мои одноклассники узнали об этом, когда мы переодевались после занятий. Отреагировали абсолютно спокойно, их отношение ко мне не поменялось. После уроков я занимаюсь спортом, паралимпийским плаванием, в прошлом году получил звание мастера спорта», - добавляет он.
Какие льготы могут получить школьники в Подмосковье>>
Зачем нужны ресурсные комнаты
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Химки
Инклюзивное образование заключается не только в том, чтоб ребенок с инвалидностью пришел в класс с обычными детьми. Ученики с инвалидностью зачастую нуждаются в специальных приспособлениях для общения или занятий. Не всем родителям, которые растят особых детей, они по карману. Впрочем, в инклюзивной школе ребенок может получить нужные приспособления или пособия в ресурсной комнате.
Ресурсная комната – это неотъемлемый элемент инклюзивного образования. Как правило, это кабинет, специально оборудованный для работы с детьми с инвалидностью. Это может быть как одно, так и несколько помещений. Например, в лицее №21 есть сенсорная комната, в которой находится оборудование для психоэмоциональной и двигательной разгрузки детей и логопедический центр. Их оборудовали в рамках проекта «На урок – вместе», которые реализуют РОИ «Перспектива» при поддержке группы компаний INGKA Centres.
По словам Кустовой Наталии Валерьевны, педагога-психолога лицея №21, до появления ресурсной комнаты в лицее негде было работать с детьми с инвалидностью.
«Теперь у нас более 30 детей с различными особенностями. Работать в ресурсной комнате очень комфортно. Особенно ребятам полюбился световой стол для рисования песком, с помощью которого можно развивать моторику, сенсорику и творческое мышление», - рассказывает она.
Уполномоченный по правам ребенка в Подмосковье: чем занимается и как обратиться>>
Не только для детей с особенностями
Источник: Министерство строительного комплекса Московской области
Как правило, учеба в инклюзивном классе полезна не только детям с инвалидностью, но и их нормотипичным сверстникам. Ребята становятся более корректными и толерантными, учатся учитывать особенности и потребности других людей.
«Благодаря работе с РОИ «Перспектива» наши ребята перестали удивляться, когда видят человека с инвалидностью, стали относиться к ним как к совершенно обычным людям. В инклюзивных коллективах ребята следят и за своей речью, и за поведением, и за взглядом, потому что не хотят никого обидеть. Привычку учитывать особенности собеседника ребята выносят и за пределы школы – они корректны в семье, в коллективах кружков и секций», - рассказывает социальный педагог лицея №21 Надежда.
В прошлом году выпускники исследовали, какие центры восприятия стимулирует ресурсная комната и какие результаты это приносит при работе с детьми с инвалидностью. Своими открытиями они поделились на конференции «Химия и искусство», где заняли второе место.
Сегодня инклюзивное образование только появляется в школах, педагоги учатся работать с детьми с инвалидностью, использовать ресурсные комнаты и учить ребят в инклюзивных классах. Но свои результаты она дает: дети с инвалидностью осваивают школьную программу, знают, что в будущем смогут найти работу себе по душе, а их нормотипичные одноклассники готовы к появлению рядом человека, который будет от них отличаться, учатся быть корректными, а наше общество в целом становится более толерантным.
Школа будущего в Подмосковье: разноцветные классы и кабинеты-трансформеры>>
Елена Корниенко
Последние новости
Заместитель Главы округа провел встречу с жителями Стремянниково Павловского Посада: решение проблем и планы на будущее
4 апреля в рамках еженедельного обхода закрепленных территорий заместитель Главы Павлово-Посадского городского округа Александр Кулаков повторно встретился с жителями деревни Стремянниково.
Каширские долголеты прошли «10 000 шагов к жизни»
Участники проекта «Активное долголетие» из Каширы приняли участие в акции «10 000 шагов к жизни», которая посвящена Всемирному Дню здоровья.
В Звенигороде ожидаются снегопады, гололедица и порывистый ветер
Фото: медиасток.рф Автор: Андрей Молчанов Синоптики предупредили жителей Московской области о сложных погодных условиях.
ТОП-мест для посещения в Звенигороде: куда отправиться в весенние выходные
Звенигород — один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой своего природного ландшафта и ценнейшими памятниками архитектуры и культуры.