Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.
За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.
Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.
Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.
Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки
Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.
Симптомы задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
- 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
- 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
- 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.
Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.
Причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.
Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.
Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.
Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.
Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.
Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.
Заболевание с элементами аутизма
Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:
- Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
- Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
- Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
- Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
- Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.
Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.
Как помочь детям с задержкой психоречевого развития
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) требует комплексного лечения, начинающегося как можно раньше. Врачи, которые могут участвовать в терапии, включают в себя психиатра, невролога, логопеда-дефектолога, психолога и нейропсихолога. Родители также должны принимать активное участие в лечении. Если терапия начата рано и задержка не слишком значительна, можно ожидать высоких результатов. Однако, если терапия задерживается, то вероятность успеха становится значительно ниже. Чем позже начнется лечение, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения задержки психоречевого развития:
1. Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения с помощью сверхмалых электрических импульсов, которые воздействуют на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы помогают восстановить работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена. В случае задержки психоречевого развития врач может воздействовать аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Этот метод показал высокую эффективность при гидроцефалии и он разрешен для детей с шести месяцев.
2. Занятия с логопедом-дефектологом - это работа, направленная на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
3. Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленная на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, что помогает ребенку легче произносить звуки и их сочетания.
4. Лекарственная терапия - медикаменты, назначаемые врачом-психиатром или неврологом при задержке психоречевого развития. Врач, используя компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляет патологии центральной нервной системы у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Неврологи чаще всего прописывают ноотропные лекарственные средства. Однако не всегда психотропные средства назначаются "по адресу", в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не "сидеть" на них постоянно.
Родительская ошибка заключается в обращении к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.
Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.
Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.
Фото: freepik.com